Еще одна статья для размышления: продолжение Части 1 Критика
Мысль об использовании автомобильных аккумуляторов (далее АКБ) в ИБП, приходит, наверное, каждому владельцу ИБП с внешними батареями. Это и не удивительно — АКБ дешевле промышленных герметичных необслуживаемых аккумуляторных батарей (далее АБ).Тем не менее, использовать АКБ с ИБП не рекомендуется производителями ИБП по целому ряду причин:
Напряжение заряда.
При зарядке АКБ в автомобиле, на батарею подаётся напряжение 14,0 ~ 14,2 вольта — стандартное напряжение бортовой сети автомобиля. В случае подключения ИБП, на батарею будет подаваться 13,6 ~ 13,8 вольта. Таким образом при использовании АКБ в составе ИБП, аккумуляторные батареи всегда будут недозаряжены, что незамедлительно скажется на сроке службы АКБ и на времени автономной работы ИБП. Для примера: недозаряженная АКБ ёмкостью, 70 Ач даст время автономии ИБП меньше, чем промышленная АБ 70Ач примерно на 10%. Таким образом уже можно поставить под сомнение утверждение об экономии. Каждый аккумулятор имеет внутреннее сопротивление, величина которого меняется в зависимости от степени заряда аккумулятора. Полностью заряженный аккумулятор имеет большое внутреннее сопротивление и, соответственно, потребляет при заряде минимальный ток, соизмеримый с током утечки. Т.е., можно считать, что полностью заряженный аккумулятор тока не потребляет. Когда аккумулятор разряжен, он имеет малое внутреннее сопротивление и при заряде потребляет большой ток. Кроме того, по мере заряда напряжение на аккумуляторе увеличивается, пропорционально увеличению напряжения увеличивается и внутреннее сопротивление аккумулятора, соответственно уменьшается зарядный ток.
При подключении АКБ к ИБП, на АКБ поступает напряжение не более 13,6 ~ 13,8 вольта. Такое напряжение недостаточно, чтобы полностью зарядить АКБ. Соответственно, АКБ никогда не перейдёт в состояние «Заряжено», и будет постоянно потреблять ток. Что неминуемо приведёт к кипению электролита в АКБ. АКБ не предназначены для работы в режиме постоянного кипения. Длительная работа в таком режиме приведёт к значительному сокращению срока службы АКБ, что сделает экономию ещё более сомнительной.
Токи.
Существенно различаются и области применения АКБ и АБ. АКБ рассчитаны на отдачу большого тока в короткое время (режим запуска двигателя автомобиля). Большой ток достигается за счет уменьшения толщины пластин в каждой банке АКБ. АБ рассчитаны на отдачу относительно малых токов, в рамках достаточно длительного времени, и имеют более толстые пластины. Толщина пластин АКБ — 1,0 ~ 1,2 мм. Толщина пластин АБ — 2,0 ~ 2,5 мм. При работе АБ в составе ИБП, источник потребляет небольшие, (по сравнению со стартером автомобиля), токи, но значительно более длительное время. Это приводит к более быстрому разрушению тонких пластин АКБ. Более толстые пластины в АБ служат значительно дольше. Средний срок службы АБ в составе ИБП составляет примерно 4–5 лет, АКБ служат 2–3 года. Вопрос об экономии встает еще острее. Кроме того, ток заряда сильно разряженного автомобильного аккумулятора может многократно превышать максимальный ток зарядного устройства ИБП, что может привести к повреждению и выходу из строя ИБП.
Организация заряда батарей.
Промышленные герметичные необслуживаемые АБ могут располагаться практически в любом месте, включая жилые помещения. Для заряда АКБ (кислотных) необходимо специально оборудованное помещение с вентиляцией, пожарной сигнализацией, средствами пожаротушения. При заряде из АКБ выделяется водород, который при смешивании с воздухом образует крайне взрывоопасную смесь. Любая искра может привести к серьёзной трагедии. Пренебрегать этим фактом нельзя ни в коем случае. Затраты на оборудование зарядной комнаты — сомнительная экономия. Исходя из всего вышесказанного, настоятельно не рекомендуем вам использовать в составе ИБП автомобильные стартерные АКБ. Тем не менее, стоит отметить, что при форс-мажорных обстоятельствах, для кратковременной проверки и т.п. использование АКБ в составе ИБП возможно.